Активный рост рынка и консолидация отрасли. Итоги совместного совещания НКПак и Подкомитета ТПП

29.03.2019
Раздел: Статьи

25 марта 2019 г. в Москве состоялось совместное заседание Национальной Конфедерации упаковщиков (НКПак) и Подкомитета Торгово-промышленной палаты РФ, темой которого стало «Состояние и перспективы развития российских рынков гофроупаковки и тарных картонов».

Открывший заседание Генеральный директор НКПак Александр Бойко представил двух основных докладчиков: директора по стратегическому маркетингу Группы компаний ГОТЭК Юрия Алпеева, а также первого заместителя генерального директора и члена наблюдательного Совета Ассоциации «Лига переработчиков макулатуры» Дениса Кондратьева.

Лейтмотивом доклада Юрия Алпеева, озаглавленного «Состояние и перспективы рынка продукции из гофрокартона. Инвестиции и цены VS доходность», стал весьма оптимистичный тезис: несмотря на низкие показатели современной российской экономики, отечественная гофроиндустрия имеет очень хорошие перспективы роста до 2021 года. В частности, согласно приведенной им оценке, прирост объемов производства гофроупаковки в 2019 году должен составить 4,6-5,3%, самого же гофрокартона – 5,3-5,8%, что, однако, несколько ниже, чем за предыдущий год.

В числе основных причин положительной динамики были названы: стабильный рост пищевой индустрии, активная работа предприятий в сфере импортозамещения и стабильное увеличение потребности в упаковке у розничных торговых сетей («ретейла»).

Докладчик отдельно подчеркнул, что спрос на упаковку в ретейле растет, даже несмотря на ряд негативных тенденций в работе розничных сетей, среди которых – снижение маржинальности, неопределенность спроса на рынке и стагнация покупательской способности.

Стимулом такому «росту вопреки» служат растущие требования к скорости товарных поставок, большая потребность в промоакциях, нарастающий интерес к персонификации товарных образцов, сетевая (онлайн) торговля. Руководителям розничных сетей неизбежно приходится осваивать эти новые для них направления, чтобы компенсировать потери от снижения потребительского спроса.

Совершенно естественно, что в таких условиях требуются новые подходы и к созданию упаковки из гофрокартона. Прежде всего, растут запросы на реализацию принципиально новых для гофроиндустрии решений. В их числе докладчик назвал:

  • изготовление нескольких форматов упаковки одного и того же товара с разным количеством его вложений в упаковку;
  • персонализированная упаковка для выставочных зон и промоакций;
  • упаковка, готовая к выкладке в торговом зале – SRP (Shelf-Ready Packaging) /RRP (Retail-Ready Packaging);
  • рекламные дисплеи.

Закономерный итог – заметное расширение ассортимента упаковки, намного разнообразнее становятся ее конструкции. Еще одна, связанная с этим и отмеченная докладчиком тенденция, – растущая необходимость в отделении упаковочного процесса от технологических линий продуктовых производств, ввиду неуклонного повышения уровня его автоматизации и универсальности. Что, в свою очередь, заставляет заказчиков и изготовителей упаковки повышать требования к тарному картону и гофрокартону, которые диктуют особенности работы автоматических упаковочных линий.

Как отметил выступающий, рост ассортимента и разнообразия упаковки активизирует динамику потребления тарного картона, заметную часть которого составит макулатурный тарный картон, учитывая повсеместное желание производителей к уменьшению издержек на упаковку. Это в итоге приведет к снижению потребления целлюлозных тарных картонов в 2019 году, которое он оценил на уровне 0,8%. Большой интерес рынка к макулатурному тарному картону не является секретом, вследствие чего, отметил докладчик, многие предприятия инвестировали средства в соответствующее оборудование, увы, не всегда качественное. К сожалению, это может привести их к обратному результату: в ходе усилившейся конкуренции на рынке победу в ней одержат компании, оснащенные более современной техникой. Мощности же тех, кто приобрел устаревшее и несовершенное оборудование, будут простаивать.

Определять развитие гофрокартонного рынка по-прежнему будут компании из списка ТОП-10, на долю которых, подчеркнул Юрий Алпеев, в 2018 году пришлось 47,7% рынка гофроматериалов. Этот список возглавляет SFT Group с годовым объемом выпуска гофротары 451 млн м2, далее идут ГОТЭК (391 млн м2), Архбум (360 млн м2), Л-ПАК (343 млн м2), НчКБК (330 млн м2), Smurfit Kappa (330 млн м2), Stora Enso (281 млн м2), ПЦБК (230 млн м2), ИЛИМ (229 млн м2), ППГК (220 млн м2). Общий же объем рынка за прошедший 2018 год составил 6877 млн м2 гофропродукции.

Каждая из вышеперечисленных компаний увеличила объемы производства за счет введения новых мощностей и происходящих на рынке процедур консолидации предприятий. Вместе с тем, отметил докладчик, это несет в себе опасность перепроизводства гофропродукции, когда ее объемы превысят объемы потребления. Что, по его мнению, может произойти уже в мае-июне текущего года.

Итогом такой ситуации станет падение цен на тарные картоны и, в конечном счете, снижение цен на гофроупаковку, хотя еще в январе и феврале наступившего года эти цены росли под давлением продолжавшегося повышения цен на сырье.

Свой вклад в снижение цен на тарный картон также внесет удешевление крафтлайнера и макулатурного картона на европейском рынке. Как подчеркнул докладчик, статистический анализ продемонстрировал, что цены на гофрокартон будут постепенно снижаться до конца текущего года, что приведет к падению цен на гофроупаковку в диапазоне до 8,7%.

В числе основных тенденций ближайших лет Юрий Алпеев назвал полное вытеснение с рынка к 2021 году картона низкого качества, а также консолидацию отрасли ее крупнейшими игроками. В итоге, доля интегрированных структур будет неуклонно расти, что может привести к тому, что к 2025 году они будут формировать 80% рынка, но отнюдь не 40%, как это было зафиксировано в 2016 году.

Доклад Дениса Кондратьева в целом подтвердил обозначенные первым докладчиком тенденции, хотя и был более пессимистичен. Как и Юрий Алпеев, он также подчеркнул неизбежный рост доли на рынке макулатурных картонов, которая уже сейчас составляет 70%.

Отдельное внимание Кондратьев уделил значению так называемого «кросс-индекса», представляющего собой отношение цены на наиболее востребованную макулатуру МС-5Б (отходы от производства гофрированного картона и его производных) к стоимости изготовленного из нее тарного картона.

В России этот индекс в конце 2018 года находился на неплохом уровне 3,2, который, однако, заметно ниже европейского, порой доходящего до значения 5,8. В качестве основной причины столь радикального отставания от европейских коллег докладчик назвал сложившуюся ситуацию, при которой поднять в России уровень сбора макулатуры МС-5Б до необходимого уровня не представляется возможным.

Итогом этого стало начало импорта макулатурных тарных картонов в Россию из стран Европейского Союза, где налицо их перепроизводство, вследствие чего их цена стала заметно ниже стоимости отечественного картона. Все это, резюмировал Кондратьев, может привести к еще большему падению российского кросс-индекса, заметно снизит доходность отечественных предприятий.

Как отметил докладчик, для решения указанной проблемы необходимо принять ряд кардинальных решений на государственном уровне, в том числе наладить систему возмездного сбора макулатуры у населения, а также осуществить ряд мер экономического характера, включая отказ от системы так называемого «агентского» НДС, который теперь приходит на макулатурный рынок.

Также усугубляет ситуацию, в чем Денис Кондратьев был полностью солидарен с Юрием Алпеевым, наше технологическое отставание от Европы, которое становится еще более заметным на фоне закупки большим числом отечественных предприятий малопроизводительных китайских бумагоделательных машин. Располагающие подобными «токсичными», с точки зрения бизнеса, активами предприятия не смогут соответствовать реалиям рынка, как в части современных требований к очистным сооружениям, так и по уровню качества выпускаемого картона.

Выступившие по итогам обоих докладов руководители отечественных компаний-производителей гофрокартона согласились со справедливостью сделанных прогнозов и актуальностью обозначенных рыночных тенденций. В ходе их выступлений была особо подчеркнута необходимость консолидации усилий возглавляемых ими производств, которая должна помочь выправить ситуацию на рынке тарных макулатурных картонов.

В завершение мероприятия, Александр Бойко напомнил собравшимся, что до начала главной упаковочной выставки «RosUpack-2019» осталось совсем немного времени. Пользуясь случаем, он представил участникам заседания нового директора выставки Сергея Дитёва, который призвал присутствующих представителей компаний принять самое активное участие в выставке.

Сергей Дитёв особо подчеркнул, что организаторы мероприятия традиционно предоставят свои площади для проведения тематических конференций и семинаров, в ходе которых участники и посетители выставки смогут обсудить и спрогнозировать развитие ситуации на рынке гофрокартонной тары.