"Росупак" ждет специалистов

31.05.2011
Раздел: Статьи

В январе этого года разговаривал со своим хорошим знакомым, некогда - конструктором упаковочного оборудования, а ныне – главным инженером достаточно крупного частного пищевого предприятия, расположенного в без малого миллионном областном центре. Т.к. мы с ним раньше достаточно часто сталкивались на московских выставках, под конец разговора я спросил: «На «Упаковку» едешь?». «Да, куда там, не пускают, даже на «Агропродмаш» не посылали», - был ответ.

Задумав написать материал, который вы сейчас видите, я через редакцию портала запросил у дирекции «Росупака» данные о составе посетителей на выставке. Оказалось, что такая статистика с помощью заполняемых анкет велась только один раз - в 2009 году. Тогда к специалистам отнесли себя 33% посетителей, к менеджерам среднего звена - 26%.

Думаю, что и главный инженер, и главный технолог, и главный механик пищевого предприятия вполне вправе отнести себя и к той, и другой категории. Вроде бы и неплохо: получается, что шесть из десяти посетителей – это люди, которые должны хотя бы по долгу службы кое-что знать об упаковывании.

Но, общаясь с провинциальными пищевиками, не могу отделаться от мысли, что руководители (а чаще они же – хозяева) небольших предприятий далеко не все знают о предстоящем главном упаковочном мероприятии года в России. А технологи и механики не знают о нем тем более. А если и знают, то совершенно не задумываются о том, чтобы посетить его.

Зачем?

Один мой приятель, прошедший на крупном пищевом предприятии, расположенном в областном центре вблизи Москвы, все этапы инженерного и руководящего пути: начиная от рядового механика и заканчивая председателем совета директоров, - постоянно посещает все три упомянутые выше выставки. А еще, знаю, и World Food, и более специализированные мероприятия. Старается он посещать и семинары, где тематика поднимаемых вопросов может задеть его интересы. Зачем? А хотя бы для того, чтобы быть в курсе самых передовых пищевых технологий, включая упаковочные. И надо сказать, что регулярные посещения выставок не прошли для него даром. Он одним из первых ввел на пищевом предприятии России систему логистики, и теперь в любой момент знает, где находится каждый приобретенный как запчасть болт и куда лучше в данный момент направить только что поступившее сырье: сразу в переработку или в холодильник, где оно будет дожидаться своей очереди. Общаясь на выставках с производителями и поставщиками оборудования, он провел хороший анализ того, что предлагается и что требуется предприятию. В результате, потратив где-то полтора года, он к началу прошлой зимы завершил крупную модернизацию своего производства. И это в кризисный период! Да просто он покупал то, что нужно, полностью разобравшись не только в соотношении «цена-качество», но и в достоинствах и недостатках большинства предлагаемых образцов техники.

Правда, не могу не отметить, что на всех выставках встречал его в одиночестве. Наверное, имея такой опыт работы на пищевом предприятии, мой знакомый вполне способен объективно оценить предлагаемую ему технику. Но все-таки, думаю, у него достаточно забот, и отошел он как-то от практического «общения» с оборудованием. Посему считаю, что посещение выставки совместно с главным механиком, по крайней мере, впечатления от нее не испортит. А то и даст опытный «технарь» хороший практический совет или разглядит в оборудовании то, что производители не хотели бы афишировать.

Что же говорить о тех руководителях «пищевки», которые не имеют такого опыта? О тех, кто совсем недавно пришел в эту индустрию из другой отрасли? Обращаюсь к ним: отправляясь на выставку, не пожалейте командировочных расходов, возьмите с собой главного механика или главного инженера. А лучше и того, и другого. Да и третий – главный технолог - тоже будет вовсе не лишним.

Зачем? Так ведь механику работать с оборудованием. Он же будет отвечать за его эксплуатацию. И опытный механик сумеет найти для представителей компаний-экспонентов такие вопросы, которые никто другой задать не догадается.

Подход к оборудованию опытного механика-эксплуатационника отличается от подхода любого другого специалиста. Мне, бывшему конструктору упаковочного оборудования, всегда интересно общаться с теми, кто его эксплуатирует. У нас близкий друг к другу инженерный взгляд на одно оборудование, но под разным углом. Например, на выставке я могу восторгаться техническим решением, примененным в экспонированной машине, и его воплощением, и не заметить некоторых «ляпов», которые затруднят эксплуатацию техники. Эксплуатационник же будет искать именно их, и разглядит, порой, даже те, которые экспоненты хотели бы спрятать.

А если на предприятии нет опытного механика? Берите неопытного. Пусть набирается опыта не только «крутя гайки» на старой технике. Пусть приобретает его, изучая и новые технологии. Даже если предприятие не планирует в сей момент приобретать новую технику, стоит посылать на выставки его главных специалистов, прежде всего, технолога и механика. Должны же они быть в курсе того, что имеется сейчас в пищевых технологиях. Когда придет время покупать технику и технологии, советуясь с ними, легче будет выбирать.

Возможны возражения, что, мол, всю информацию можно найти и в интернете. Информацию, пожалуй, можно найти, но касающуюся, в основном, технических характеристик оборудования, свойств (почти всегда - положительных) материалов, тары, продуктов. А вот информацию о том, насколько все предлагаемое во всемирной сети приемлемо для вашего предприятия, можно получить только от специалистов компаний- производителей и поставщиков. А где еще, как не на выставке, вы сможете встретить в одном месте одновременно столько поставщиков и производителей? Где еще вы сможете сопоставить то, что вам предлагают они, просто переходя от стенда к стенду? Особенно если на стендах будет «живьем» находиться то, что вас интересует.

Почему?

Собственно, на этот вопрос я уже начал отвечать. Если же вопрос конкретизировать: «Почему «Росупак»?» - то сразу хочу сказать, что не считаю ни одну из двух ежегодных московских упаковочных выставок главенствующей, каждая из них интересна. Но – по-своему. У каждой есть своя особенность.

Если «Упаковка/УпакИталия» больше выставка достижений мировой упаковочной индустрии, то «Росупак» - больше «российская» выставка. Даже, я бы сказал, «российско-ближнезарубежная». Нет, российские производители и поставщики упаковочного оборудования, тары, упаковочных материалов и средств и прочего, без чего нельзя упаковать пищевую продукцию, присутствуют и на «Упаковке», а мировые «гранды» упаковывания, пусть и не в полном составе, располагаются на стендах «Росупака». Но так уж сложилось, что если на «Упаковке» больше передовых технологий от мировых лидеров, то техники и упаковочных средств из России, ближнего зарубежья, стран Азии больше все-таки на «Росупаке».

А кто лучше других знает реальные проблемы пищевой промышленности нашей страны, как не российские производители и поставщики? И они готовы их решить. Если Вы представляете крупное пищевое предприятие, задумывающееся о внедрении самых передовых и производительных пищевых технологий, то, пожалуй, начинать лучше с посещения «Упаковки». Но надо отметить, что на «Росупаке» подчас можно найти те же в принципе технологии, только несколько дешевле.

Если же компания небольшая, да еще в данный момент стремящаяся выжить под напором конкурентов и обстоятельств, то, выбирая из двух московских выставок, предпочтите «Росупак». Там скорее найдется то, что устроит стесненное средствами, площадями и жизнью пищевое предприятие.

Каких?

Да разных специалистов ждет «Росупак». Разных и по квалификации, и по специализации. Все они найдут на выставке интересное для себя.

Я уже неоднократно призывал организовывать на московских выставках экскурсии для студентов, обучающихся по специальностям «Технология и дизайн упаковочного производства», «Машины и аппараты пищевых производств». Ведь там они действительно могут познакомиться с современными технологиями упаковывания, а не только изучать на лабораторных занятиях ручное устройство для укупоривания бутылок, созданное полукустарным способом в середине 90-х годов. Но… Выясняется, что «Росупак» приходится на время сессии, а «Упаковка» - на каникулы. И в обоих случаях студентам вроде и не до выставки.

Нужно посещать выставки и начинающим специалистам - хотя бы для того, чтобы скорее стать опытными.

Но – повторюсь - вторыми по значимости посетителями выставки, естественно, после тех, кто принимает решение о вложении денег в упаковочные технологии, должны быть главные и ведущие специалисты пищевых предприятий: инженеры, технологи, механики. Конечно, принимать решение о приобретении техники, материалов и средств будет первое лицо предприятия. Но если это произойдет после совещания с ведущими специалистами, видевшими своими глазами то, что планируется приобрести, то шансы, что такое решение окажется ошибочным, уменьшаются.

Поэтому призываю главных инженеров, главных механиков, главных технологов пищевых предприятий, как бы ни были они «замотаны» работой, найти возможность посетить «Росупак». Думаю, что им там будет интересно, и время они проведут с пользой для себя и своего предприятия.

Во всяком случае, и дирекция выставки, и представители компаний, расположившихся на ее стендах, приложат все силы, чтобы это было так.